Продвижение сайта следует начинать с проведения аудита. Эта процедура помогает лучше понять текущее состояние веб-площадки, выявить проблемы и разработать понятный для всех участников план будущих работ.
В статье мы наметим план СЕО-аудита, с помощью которого можно быстро понять, в каком направлении нужно сосредоточить усилия по продвижению. В тексте многие пункты будут обозначены тезисно; если с их пониманием возникнут проблемы, следует обратиться за разъяснениями к соответствующим статьям в нашем блоге.
Общие СЕО-задачи
- Оценить домен сайта: возраст, историю, наличие ключевых слов, количество букв, читабельность, однозначность восприятия на слух, данные WHOIS. При необходимости поменять домен.
- Собрать историю сайта, в том числе динамику изменений и наличие санкций поисковых систем в прошлом. Проанализировать ранее применявшиеся методы продвижения и полученные результаты.
- Установить системы веб-статистики: Яндекс.Метрику и Гугл.Аналитику.
- Добавить сайт в панели веб-мастеров Яндекса и Гугла.
- Добавить сайт в картографические сервисы, в том числе в Яндекс.Справочник и Google My Business.
- Составить список типовых страниц сайта (главная страница, страница категории, карточка товара).
Технический анализ сайта
- Оценить используемый хостинг: аптайм, местонахождение, отказоустойчивость и скорость работы. При необходимости поменять хостинг-провайдера.
- Оценить скорость загрузки сайта.
- Проверить наличие и корректность мета-тегов для всех страниц сайта.
- Выявить дубли страниц. Оценить их объем относительно общего размера сайта и наметить меры для их устранения.
- Проверить наличие ошибок в заголовках и корректность их заполнения.
- Проверить корректность адресации и ее соответствие принципам построения ЧПУ.
- Проверить наличие и корректность файла карты сайта sitemap.xml.
- Проверить корректность оптимизации страниц с постраничной навигацией.
- Оценить версию страницы с 404 ошибкой.
- Функциональность CMS (движка) сайта:
- оценить наличие обновлений для движка и установленных плагинов;
- оценить валидность кода и наличие в нем «мусора»;
- проверить корректность отображения сайта в разных браузерах и на разных устройствах (десктопные компьютеры и планшеты с разными операционными системами и разрешениями экрана);
- проверить наличие всех необходимых программных модулей (онлайн-калькуляторов, интерактивных элементов, фильтров, сортировок);
- протестировать сайт, стараясь «поломать» его всеми возможными способами;
- оценить защищенность CMS и степень ее устойчивости перед попытками взлома.
- Оценить распределение статических весов.
- Оценить полноту и правильность внутренней перелинковки.
- Оценить полноту индексации.
- Составить список внешних ссылок, оценить их количество и корректность.
- Оценить уровень оптимизации изображений и видеороликов.
- Проверить наличие и корректность семантической разметки.
- Проверить наличие и оценить корректность установки ssl-сертификата.
- Проверить сайт на наличии наиболее часто встречающихся ошибок: неправильных редиректов, плохо работающего поиска, неверных кодов ответов веб-страниц, слишком агрессивной рекламы.
Анализ структуры сайта
- Собрать семантическое ядро или проверить уже существующий список запросов на полноту охвата.
- Проверить соответствие структуры сайта и семантического ядра.
- Проверить наличие информационных блоков, необходимых для оптимизации типовых страниц сайта.
- Принять решение о продвижении по трафику или по запросам. Оценить уровень видимости сайта в поисковых системах (позиции по запросам).
Анализ текстового наполнения сайта
- Проверить наличие оптимизированных текстов на страницах, предназначенных для продвижения, а также оценить степень полноты запросного индекса (количество охваченных текстами запросов от общего количества запросов в семантическом ядре).
- Оценить тексты по техническим параметрам: размеру, количеству и расположению ключевых слов (и их синонимов), географической привязке.
- Оценить тексты по качественным параметрам: уникальности, грамотности, информационной плотности, адекватности ответа на потребности пользователя, соответствие текста статистической языковой модели.
- Оценить маркетинговую составляющую текстов.
- Оценить структуру и оформление текстов.
- Оценить масштаб и частоту обновления сайта.
Анализ дизайна и юзабилити
- Оценить основные элементы дизайна (фон, текст, первый экран типовых страниц, цветовая гамма, логотип, меню, ссылки, типографика) и общее впечатление от визуального представления сайта.
- Оценить дизайн главной страницы и типовых разделов.
- Оценить юзабилити основных конверсионных механизмов (регистрации, покупки товара).
- Оценить юзабилити веб-форм.
Анализ коммерческих факторов ранжирования
- Проверить наличие и корректность важнейших коммерческих разделов сайта (О компании, Оплата и доставка, Контакты, Гарантии качества и условия возврата).
- Оценить уровень конкурентоспособности карточек товаров.
- Оценить ассортимент товаров и его полноту в целевой тематике.
- Провести анализ узнаваемости бренда.
- Оценить репутацию в Сети.
Анализ поведенческих факторов ранжирования
- Оценить основные показатели поведенческой статистики и сравнить их со средними в целевой тематике.
- Детально проанализировать поведение пользователей на типовых страницах сайта.
- Оценить показатели поведенческой статистики на странице поисковой выдачи (в первую очередь — CTR целевых запросов).
- Оценить привлекательность сниппетов.
- Оценить разнообразие источников переходов на сайт и последовательно проанализировать эффективность каждого канала трафика.
Анализ конверсии
- Проанализировать показатели конверсии.
- Соотнести содержание страниц с проблемами и ожиданиями пользователей.
- Соотнести тематику сайта с ранее описанными методами повышения конверсии и принять решение о целесообразности их применения.
Анализ внешней ссылочной массы
- Составить перечень применяемых методов увеличения ссылочной массы, проанализировать их эффективность.
- Проанализировать количественные показатели ссылочного портфеля: общее количество ссылок, ссылочный трафик и ранг ссылающихся страниц.
- Проанализировать качественные показатели ссылочного портфеля: уровень траста ссылающихся доменов; соотношение между анкорными, неточными и безанкорными ссылками; агрессивность анкор-листа; наличие названия бренда в анкорах внешних ссылок и ссылок-изображений; видимость ссылок, а также соотношение между dofollow и nofollow-ссылками, ссылками из разных регионов и тематик.
- Оценить естественность прироста: отсутствие «ссылочных взрывов», постоянство роста, разнообразие типов ссылок.
- Проверить показатели ссылочного спама.
- Оценить уровень интеграции продвигаемого сайта с социальными сетями.
Оптимизация сайта под мобильный трафик
- Проверить наличие и корректность адаптивной версии сайта.
- Проверить корректность отображения сайта в разных браузерах и на разных устройствах (смартфоны с разными операционными системами и разрешениями экрана).
- Оценить успешность учета особенностей мобильного интернета: особенностей голосового поиска, выполнение принципов Mobile first, подключение ускоренных страниц.
Наличие фильтров
- Проверить наличие текстовых фильтров, санкций за некорректное увеличение ссылочной массы и манипулирование поведенческими факторами ранжирования.
- Проверить наличие второстепенных фильтров: за ассоциированность, агрессивную рекламу, низкое качество сайта.
Заключение
Приведенный список не отражает всех нюансов поискового продвижения, но хорошо подходит для экспресс-анализа продвигаемого сайта. В дальнейшем полученная с его помощью информация может дополняться с помощью инсайтов, сделанных уже по ходу выполнения работ.
Остается добавить, что СЕО-аудит можно и нужно проводить регулярно. Только так можно вовремя заметить возникшие проблемы и внести коррективы.
Более того, целесообразно время от времени проводить аудит силами сторонних исполнителей. Они смогут свежим взглядом оценить проделанную работу, укажут на недостатки и скрытый потенциал, который поможет ускорить продвижение сайта.
Больше информации: