оставить заявку

Расположение ключевых слов в тексте

Сергей Анисимов
31 марта, 2020

Кажется вполне очевидным, что при определении релевантности документа необходимо учитывать не только количество вхождений слов из запроса, но и их расположение в тексте. Математическое моделирование, проведенное разработчиками поисковых алгоритмов еще в начале нулевых годов, подтвердило эту гипотезу. В частности, исследователи компании Яндекс представили на семинаре РОМИП’2006 доклад, в котором показали, что учет факторов расположения ключевых слов в тексте существенно улучшает качество поиска.

При анализе этих факторов мы будем опираться на подход именно разработчиков Яндекса, который раскрывает принципы работы некоторых своих алгоритмов на профессиональных конференциях. Google в этом плане гораздо более закрыт — своими разработками интернет-гигант ни с кем не делится, но можно с уверенностью сказать, что его алгоритмы работают по сходим принципам.

Ниже мы перечислим основные факторы, которые помогут улучшить релевантность текстов на сайте, и дадим рекомендации, которые нужно учитывать при написании материалов.

Фразовое соответствие

Фразовое соответствие возникает тогда, когда в тексте документа встречаются все слова поискового запроса подряд. Это наиболее важный тип соответствия, который значительно повышает релевантность документа запросу (на профессиональном жаргоне его иногда называют «чистым вхождением ключа»).

Рекомендации, которые помогут учесть этот фактор ранжирования при написании текстов:

  1. Включать чистые вхождения ключевых слов запроса в текст, но в разумных пределах — слишком частое фразовое соответствие может вызвать отрицательную реакцию пользователей и санкции от поисковых систем.
  2. Все вхождения должны органично вписываться в текст.
  3. Не разделять запросы, которые являются устойчивыми словосочетаниями. Пример: запрос «деревянные двери» разделить можно («деревянные межкомнатные двери»), а «ремонт промышленных кондиционеров» — нет.
  4. Составные части запроса должны быть в одном пассаже текста, то есть не должны разделяться знаками препинания или html-тегами.
  5. В погоне за фразовым соответствием не следует включать в текст бессвязные и неестественные словосочетания. Как и в случае со слишком частым вхождением ключевых слов, такие действия будут вызывать негативную реакцию пользователей и поисковых систем.
    В этой связи нужно напомнить важный принцип: писать тексты нужно для людей, а не для поисковых роботов.

Поисковыми системами учитывается не только фразовое, но и так называемое строгое соответствие (когда все слова из поискового запроса встречаются в тексте), а также другие факторы (например, когда слова, идущие в запросе через одно слово, в тексте встречаются подряд, или наличие многих слов запроса в одном предложении). Учет таких нюансов может помочь подтянуть сайт в выдаче по высококонкурентным запросам, но концентрироваться на них не стоит. Лучше во главу угла поставить пользу для посетителя — тогда слова в тексте сами выстроятся в нужной последовательности.

Близость к началу документа

Замечательное выражение «first things first» означает, что более важные дела должны быть сделаны раньше менее важных. Поисковые системы руководствуются аналогичным принципом: чем ближе к началу текста встречаются слова из запроса, тем более релевантен этому запросу текст.

Из этого следует две важнейших рекомендации:

  1. Ключевые слова из запроса должны входить в первый пассаж текста, причем желательно в формате фразового соответствия.
  2. Первые 15-20% текста должны иметь наибольшую плотность ключевых слов.

Поисковики учитывают и другие параметры, например, наличие ключевых слов во втором предложении или в лид-абзаце. Можно получить дополнительный плюс, если органично вписать нужные ключи в эти фрагменты, но значительного эффекта ожидать не стоит.

Учет фрагментов запроса

Запросы могут состоять из трех и более слов. Интуитивно кажется, что для определения релевантности необходимо учитывать встречаемость в тексте отдельных частей запроса, состоящих из двух, трех, четырех и так далее слов. Однако в ранних исследованиях Яндекса для расчета релевантности учитывалась только встречаемость пар слов из запроса, так как «учет встречаемости трех и более слов запроса в документе улучшений ... не дал ». Ориентируясь на этот вывод, нужно включить вхождения пар слов из запроса в текст, чтобы повысить его релевантность.

Можно также предположить, что современные поисковые алгоритмы уже научились учитывать больше двух слов из запроса. Но практика показывает, что включение таких словосочетаний в текст значимого эффекта на позиции сайта не окажет.

Учет перечисленных факторов поможет составить правильное задание на написание материалов, а также понять, в каком аспекте можно улучшить текст, чтобы сайт выше ранжировался в выдаче поисковых систем. Однако все перечисленные рекомендации можно назвать «техническими», так как они ничего не говорят о качестве текстов и их полезности для пользователя. Именно на этих вопросах мы сконцентрируемся в следующих статьях.

 

Больше информации:

Тэги

Поисковое продвижение текстовая оптимизация