После того, как вы отобрали и сгруппировали целевые запросы необходимо распределить полученные кластеры по страницам сайта. Если веб-ресурс создается с нуля, все просто: вы определяете нужную структуру, распределяете кластеры, а затем приступаете к технической реализации сайта и написанию контента.
Если сайт уже существует, то может возникнуть ситуация, когда разработанная структура будет существенно отличаться от его текущей архитектуры. Что в этом случае делать? Возможны три варианта:
- структуру не менять, а полученные наработки использовать для ее дополнения;
- радикально поменять структуру;
- скомбинировать в той или иной пропорции первые два подхода.
Правильное решение в каждой конкретной ситуации должно быть результатом компромисса. Чтобы его выработать, обратите внимание:
- на размер существующей аудитории сайта,
- процент постоянных посетителей,
- текущие результаты в продвижении.
Чем выше эти три параметра, тем сильнее чаша весов будет склоняться в пользу мягкой трансформации структуры сайта. В противном случае, при резких изменениях, можно спровоцировать отток аудитории и потерять позиции в выдаче поисковых систем.
Верно и обратное: если показатели скромные, проще раз и навсегда поменять структуру на правильную. Так вы создадите прочный фундамент для дальнейшего продвижения и минимизируете число будущих доработок.
2 подхода к проектированию структуры сайта
Существует два подхода к построению структуры сайта: продвиженческий (кластеризационный) и маркетинговый (смысловой).
Кластеризационный подход более реактивный. Применяя его, вы ориентируетесь на созданные семантические кластеры: кластеры самого верхнего уровня становятся корневыми разделами сайта, кластеры предверхнего уровня — подразделами корневых разделов и так далее. Кластеры нижнего уровня становятся конечными страницами в иерархии (например, карточками товаров в интернет-магазине).
Таким образом семантическое ядро полностью определяет структуру вашего ресурса. Такой подход имеет свои плюсы и минусы.
Плюсы: структура сайта определяется реальным спросом, минимизирован человеческий фактор, а архитектура ресурса будет близка к оптимальной с точки зрения машинных алгоритмов. Минусы тоже понятны: итоговая архитектура может получиться неудобной для пользователей и не будет учитывать коммерческие задачи сайта.
Маркетинговый подход предполагает, что в начале вы строите смысловое ядро сайта, то есть определяете его структуру, руководствуясь соображениями удобства и здравого смысла. А далее распределяете семантические кластеры по уже готовой структуре.
Это более проактивная позиция, при которое вы сами решаете, что и когда показывать пользователю, на каком уровне вложенности и в каком месте будут показаны те или иные разделы.
Такой подход позволяет отобразить в архитектуре пользовательские сценарии, которые будут эффективно удовлетворять конкретные потребности ваших посетителей и увеличат финансовую отдачу от ресурса. Но есть и риски: если вы ошибетесь в анализе сценариев, на выходе можно получить неадекватную архитектуру, которая будет казаться удобной только ее создателям.
Именно с этим связан трагичный феномен, когда после редизайна сайта, в который вкладывается большое количество усилий и средств, финансовая отдача от ресурса существенно падает. Как правило, в этом случае дизайнеры и маркетологи слишком кардинально переделывают структуру, что вызывает отторжение целевой аудитории и падение показателей посещаемости.
Алгоритм построения структуры сайта
Оба описанных выше подхода работают, но для оптимального результата их необходимо комбинировать. В итоге общий алгоритм построения структуры сайта будет выглядеть так:
- Определяем приблизительную структуру (или описываем имеющуюся, если сайт уже существует).
- Собираем и кластеризуем целевые запросы.
- Принимаем решение относительно того, как и в какой мере необходимо модифицировать первоначальную структуру сайта. Меняем структуру.
- Встраиваем кластеры запросов в полученную структуру.
- Проверяем, корректируем и согласовываем полученную архитектуру, руководствуясь коммерческими соображениями, критериями удобства и здравым смыслом.
- Утверждаем итоговую архитектуру.
Утвержденную структуру нужно оформить в рабочие документы (например, контент-план или техническое задание на создание сайта). Это техническая, но жизненно необходимая процедура, которая поможет закрепить полученные результаты и внесет ясность в дальнейшую работу.
Больше информации: