Отправьте свои контакты, и мы свяжемся с вами в ближайшее время
Основные ошибки текстовой оптимизации
Если придерживаться рекомендаций из предыдущих разделов, можно создавать эффективные тексты, которые будут высоко оценены как пользователями, так и поисковыми системами. Однако на практике часто возникает соблазн «срезать путь» — отступить от проверенных методов в надежде быстрее и с меньшими затратами пробиться вверх в выдаче поисковых систем.
Как правило, такие эксперименты приводят к негативным результатам. В этой статье мы обсудим типичные ошибки, которые можно сделать в процессе текстовой оптимизации сайта, и разберемся, как их избежать.
Избыточная оптимизация
Наиболее характерная ситуация с ошибками связана с излишней оптимизацией. Перечень возможных проблем текста:
- избыточное вхождение ключевых фраз и слов, характерных для тематики;
- слишком большой объём визуальных акцентов (выделения слов жирным и курсивом, заголовки, крупный шрифт), причем этими акцентами выделены слова из целевых запросов;
- неестественные вхождения ключевых слов («охлажденная рыба купить» вместо «купить охлажденную рыбу»);
- избыточный большой объем текста;
- недостаточное форматирование текста, который размещен на странице единым «серым» прямоугольником;
- слишком сложные и длинные фразы с чистым вхождением целевого запроса;
неиспользование синонимов ключевых слов.
Если текст на странице наберет слишком много «штрафных баллов» по приведенному выше списку, пробиться в ТОП10 по конкурентным запросам будет очень трудно. Но даже если это удастся, поисковики могут в один прекрасный день наложить санкции и понизить сайт в выдаче по всему семантическому кластеру, под который оптимизирована целевая страница (иногда отдельные запросы могут оставаться в ТОП10 выдачи, что затруднит понимание ситуации и принятие мер к ее исправлению). Причем снижение может быть существенным, что неизбежно повлечет потерю трафика.
Исправить описанные ошибки косметическими мерами сложно, проще переписать текст заново. Действия, которые нужно предпринять:
- Разработать новую структуру материала, опираясь на рекомендации из статьи, посвященной качеству текста.
- Уменьшить количество вхождений ключевых фраз (можно ориентироваться на конкурентов).
- Поручить написание материала профессионалу в предметной области.
- Исправить все орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки.
- Уменьшить размер текста.
- Убрать лишние визуальные акценты, но постраться создать интересное визуальное оформление текстового блока.
- Упростить текст, ориентируясь на рекомендации, предложенные разработчиками информационного стиля.
Спам
Проблема со спамом возникает при слишком частом вхождении в текст конкретных ключевых слов. Как правило, страница хорошо ранжируется по большинству запросов, но не показывается в зоне видимости по конкретным ключевым словам (либо может одномоментно потерять по ним хорошие позиции в выдаче поисковых систем). В этом случае трафик есть, но сайт недополучает существенную его часть.
Для исправления ситуации рекомендуется:
- Уменьшить количество чистых вхождений ключевых слов: убрать их из текста, заменить на синонимы или сократить размер материала.
- Изменить словоформу ключевых слов (число, падеж).
- Добавить в текст изображения, видео, таблицы и списки.
Если предложенные меры не помогут, текст придется переделывать более основательно.
Низкое качество текста
В статье, посвященной качеству текста, мы подробно говорили о том, как сделать текст информационно-насыщенным и полезным для пользователей. Однако в интернете полно низкокачественных материалов. Причин их появления много, но мы выделим три:
- На производство качественного контента нужно много времени и средств, а далеко все проекты располагают нужными ресурсами.
- Даже если ресурсы есть, зачастую владельцы сайтов не понимают, зачем тратить деньги на производство дорогостоящих текстов. Логика проста: конкуренты деньги в тексты не вкладывают, поэтому мы тоже наймем копирайтера подешевле.
- Оценить качество текста сложно, для этого нужно обладать определенной квалификацией. А если заказчик не видит разницы между двумя материалами, то зачем ему платить больше?
В результате на сайтах накапливаются низкокачественные тексты, которые не несут ценности для посетителей. Поисковые системы вынуждены реагировать на это ужесточением требований к материалам и санкциями за их нарушения.
Рекомендации по созданию хороших текстов были приведены ранее. Здесь же хочется еще раз подчеркнуть главную идею: нужно писать полезные тексты. Тексты, которые было бы интересно прочитать даже их автору. Тексты для людей, а не поисковых машин.
Если это правило нарушается, рано или поздно сайт попадет под санкции поисковых систем и потеряет позиции и в поисковой выдаче.
Текст не «продает»
О том, как писать убедительные, эффективные с коммерческой точки зрения тексты написаны тысячи книг. Мы не будем их пересказывать, но приведем список наиболее часто встречающихся ошибок и рекомендации, которые помогут их избежать.
- Писать правду.
Не стоит пытаться рассказывать, что продвигаемый проект лучше конкурентов. Не нужно нахваливать свои услуги и манипулировать читателем. Лучше привести факты, и позволить им самим принять решение. - Отжать воду.
Нужно убрать вводные конструкции, шаблонные обороты, длинные предложения. Чем проще и конкретнее текст — тем лучше. - Писать о пользе.
Все конкурентные преимущества нужно формулировать с точки зрения выгод, которые от них получит читатель. - Простота на первом месте.
Необходимо стараться даже сложные вещи излагать простым языком, ведь читатели могут не быть профессионалами в предметной области. И то, что очевидно для автора текста, для них может быть трудным для понимания. - Держаться цели.
Нужно помнить о том, что текст пишется для удовлетворения конкретной потребности пользователя и получения прибыли. Не стоит стесняться при необходимости подтолкнуть пользователя к решению с помощью призыва к действию — в конечном счете он будет за это благодарен.
Недостаточная полнота запросного индекса
Запросный индекс — это понятие, которое характеризует полноту совокупности всех ключевых слов страницы и сайта в целом. С помощью этого показателя поисковые машины оценивают экспертность площадки и ее релевантность тематике в целом.
Рассмотрим пример. На сайте А размещены 100 статей, посвященных проблемам с женским здоровьем, а на сайте Б — всего 5. Статья про бесплодие на сайте Б раскрывает проблему лучше, чем аналогичная статья на сайте А, но в результатах поиска она может находиться ниже, так как запросный индекс сайта А существенно выше.
Понятно, что экспертность площадки оценивается не только по количеству размещенных статей. Тем не менее запросный индекс является важным показателем, анализ которого приводит к двум выводам:
- семантическое ядро должно учитывать все потребности целевой аудитории сайта;
- необходимо проинвестировать достаточное количество средств и времени на то, чтобы написать материалы по всем нужным темам.
Количество страниц на сайте по-прежнему влияет на его позиции: ориентируясь на размер, легко отличить солидного «старичка» от недавно появившегося сайта. Понятно, что предпочтение в поисковой выдаче будет отдаваться «старичкам», ведь они уже выстояли в конкурентной борьбе и доказали свою полезность для пользователей.
Вывод прост: нужно анализировать не только качество создаваемых материалов, но и их количество в сравнении с основными конкурентами. Если статьи на продвигаемом сайте ранжируются хуже — это еще не повод их переделывать. Возможно, целесообразнее написать дополнительные материалы на связанные темы.
Масштаб и частота обновления сайта
Поисковые системы учитывают, как часто обновляется контент страниц сайта и каков масштаб этих обновлений. Для разных областей действуют разные «стандарты»: новостной портал должен обновляться гораздо чаще, чем сайт юридической конторы. Но здесь важно не гнаться за частотой обновления, а не допустить стагнации, характерной для многих коммерческих ресурсов.
Стагнация — это отсутствие новых материалов и консервация старых статей, которые со временем неизбежно теряют актуальность. Чтобы этого не допустить, нужно постараться выполнить следующие рекомендации:
- Регулярно создавать новые материалы, страницы и разделы. Чем чаще — тем лучше.
- Изменять контент уже существующих страниц. Чем масштабнее изменения — тем лучше, то есть добавить новый информационный блок предпочтительнее, чем поменять несколько строчек в имеющемся тексте.
- Стараться добавлять в ранее размещенные материалы новые полезные элементы: таблицу со сравнением данных, видео, фотогалерею и прочее.
- Если целевые запросы привязаны к временному периоду (например, это новостные поводы), желательно постоянно актуализировать информацию с указаниеv даты и времени изменений.
- Если изменяется контент страницы, не нужно менять ее адрес. Чем старше страница и чем чаще актуализировался ее контент — тем лучше.
- Если планируется большое обновление сайта, лучше не выкладывать все материалы разом, а растянуть публикацию во времени. Так можно создать положительную динамику и показать поисковым машинам, что продвигаемый сайт постоянно развивается.
- Если работа над статьей затянулась, возможно, имеет смысл выложить некий промежуточный ее вариант в открытый доступ. Так можно собрать статистику и отзывы от реальных пользователей, на основе которых потом изменить текст, а попутно заработать дополнительные плюсы в глазах поисковых систем.
Уникальность текстов в масштабе всего сайта
Мы говорили о том, что уникальность — это базовая метрика, по которой поисковые машины оценивают текстовые документы. Но этот параметр оценивается не только для отдельной страницы, но и в масштабе всего сайта.
Причем проблемы с уникальностью могут возникнуть даже если не копировать тексты с других. Перечислим основные случаи, когда такая ситуация становится возможной:
- На сайте публикуется уникальный текст вперемежку с неуникальным. Например, новостной сайт публикует авторские статьи рядом с «партнерскими» материалами, из-за чего они хуже ранжируются по целевым запросам.
- На страницах расположено большое количество повторяющегося текста. Классический пример — подробная информация о доставке, повторяющая на всех карточках товаров в интернет-магазине.
- На страницах сайта присутствуют объёмные сквозные текстовые элементы.
- На сайте публикуется много практически идентичного контента, ориентированного на разные географические регионы. Часто для публикации создают гео-папки, но текстовая часть страниц различается только указанием конкретных географических названий.
Указанные случаи не всегда приводят к понижению сайта в выдаче. Но о них нужно помнить, чтобы контролировать риски, возникающие в процессе продвижения.
Больше информации: