Москва, Старопетровский проезд, д. 7а, стр. 6, оф. 600
Предварительная заявка

Отправьте свои контакты, и мы свяжемся с вами в ближайшее время

Ваше имя Некорректное имя
Телефон Некорректный номер телефона
Заявка отправлена

Ваша заявка уже дошла до нас. В ближайшее время мы свяжемся с вами.

MainBit
Кластеризация запросов
Кластеризация запросов
Аватар
Сергей Анисимов

После того, как вы сформировали итоговый список запросов, его необходимо разбить на группы (семантические кластеры). Это необходимо по двум причинам.

Первая и главная: при большом семантическом ядре невозможно создать отдельную страницу под каждый запрос, не изуродовав при этом архитектуру сайта. Поэтому запросы группируют, а каждую страницу сайта оптимизируют под целую группу ключевых слов.

Вторая причина менее очевидна и звучит так: нужно задать однозначное соответствие между потребностями пользователей и страницами вашего сайта. Причем одной потребности должна соответствовать именно одна страница. Это важно для пользователей — так они смогут быстрее найти нужную информацию. Но еще более принципиально для поисковиков, которые не любят, когда разные страницы сайта одинаково релевантны какой-то потребности. В этом случае они могут понизить сайт в результатах поиска.

Семантические кластеры бывают двух видов:

  1. нижнего уровня (первого порядка), которые объединяют схожие по смыслу запросы («купить свежую рыбу», «где купить свежую рыбу», «свежая рыба в розницу купить»...);
  2. верхних уровней (второго и последующего порядка), которые объединяют схожие кластеры предшествующих уровней. Например, кластер «купить рыбу» может содержать кластеры «купить свежую рыбу», «купить замороженную рыбу» и «купить копченую рыбу».

Кластеризация ключевых слов — это трудоемкий процесс, в котором не существует однозначного алгоритма действий. Облегчить работу помогут специальные сервисы и программы , которые кластеризуют запросы на основе математических методов (самый известный — кластеризация запросов по методу анализа ТОП-10 выдачи поисковых систем).

Но результат работы таких инструментов зачастую далек от идеала. Поэтому для качественной кластеризации нужно хорошо знать специфику бизнеса, в ручном режиме просмотреть автоматически сформированные кластеры и внести правки.

Кластеризацию можно проводить и полностью в ручном режиме, но для масштабных проектов это может оказаться экономически нецелесообразно.

Кластеры нижнего уровня

При формировании кластеров нижнего уровня придерживайтесь следующих правил:

  1. Один запрос должен принадлежать строго одному кластеру.
  2. Под каждый кластер нужно предусмотреть отдельную страницу на сайте.
  3. Один кластер детально и однозначно должен характеризовать одну потребность пользователей.

Последний пункт означает, что невозможно или нецелесообразно разбивать какой-либо из полученных кластеров нижнего уровня на более мелкие кластеры. Это важный момент, поэтому давайте рассмотрим его на примере.

Предположим, вы продаете рюкзаки, и в кластер «купить рюкзак» попали запросы «купить мужской рюкзак» и «купить женский рюкзак». Понятно, что покупатели женских рюкзаков вряд ли заинтересуются мужскими, поэтому указанные запросы следует разнести по разным кластерам. Более того, запрос «купить женский рюкзак» также неоднозначно характеризует потребность: его можно разбить на более мелкие потребности («купить кожаный женский рюкзак», «купить женский рюкзак в Москве»), поэтому и его следует отнести в кластер более высокого порядка.

Приведем объемный, но далеко неполный перечень признаков и спецификаторов, согласно которым можно группировать запросы в кластеры нижнего уровня:

  • срок (минутные стратегии, долгосрочные инвестиции),
  • товарные категории (свежая рыба, элитные морепродукты),
  • особенности конструкции (настенные, приставные),
  • стоимость (дешево, дорого),
  • статус (премиум, вип),
  • бренд,
  • сезон,
  • цвет, состав, консистенция,
  • финансовая выгода (скидки, акции),
  • категории потребителей (для новорожденных, для мужчин),
  • возрастные ограничения (12+, для совершеннолетних)
  • страна происхождения, производитель, издательство,
  • серия,
  • регион,
  • назначение (поддержка, развитие),
  • внешний вид (красивые, современные)
  • дизайн (классика, модерн) и так далее.

Как видите, вариантов очень много, и каждому соответствует отдельная потребность. Именно поэтому важно кластеризовать ключевые слова с достаточной точностью — так вы сможете каждую значимую страницу сайта оптимизировать под запросы конкретного сегмента вашей целевой аудитории.

Кластеры верхних уровней

Чтобы сформировать кластеры верхних уровней, сначала объедините схожие кластеры первого уровня в кластеры второго уровня, потом кластеры второго уровня — в кластеры третьего и так далее.

Кластеризация не является точной наукой, поэтому при группировке руководствуйтесь здравым смыслом. Помните, что каждому кластеру будет соответствовать отдельная страница сайта, поэтому нелишним будет спросить себя, а будет ли пользователю полезна эта страница. Если ответ положительный — то кластер имеет право на существование.

 

Больше информации: