Кластеризация запросов

Анализ и чистка семантического ядра. Приоритезация запросов Ошибки при составлении семантического ядра

После того, как вы сформировали итоговый список запросов, его необходимо разбить на группы (семантические кластеры). Это необходимо по двум причинам.

Первая и главная: при большом семантическом ядре невозможно создать отдельную страницу под каждый запрос, не изуродовав при этом архитектуру сайта. Поэтому запросы группируют, а каждую страницу сайта оптимизируют под целую группу ключевых слов.

Вторая причина менее очевидна и звучит так: нужно задать однозначное соответствие между потребностями пользователей и страницами вашего сайта. Причем одной потребности должна соответствовать именно одна страница. Это важно для пользователей — так они смогут быстрее найти нужную информацию. Но еще более принципиально для поисковиков, которые не любят, когда разные страницы сайта одинаково релевантны какой-то потребности. В этом случае они могут понизить сайт в результатах поиска.

Семантические кластеры бывают двух видов:

  1. нижнего уровня (первого порядка), которые объединяют схожие по смыслу запросы («купить свежую рыбу», «где купить свежую рыбу», «свежая рыба в розницу купить»...);
  2. верхних уровней (второго и последующего порядка), которые объединяют схожие кластеры предшествующих уровней. Например, кластер «купить рыбу» может содержать кластеры «купить свежую рыбу», «купить замороженную рыбу» и «купить копченую рыбу».

Кластеризация ключевых слов — это трудоемкий процесс, в котором не существует однозначного алгоритма действий. Облегчить работу помогут специальные сервисы и программы , которые кластеризуют запросы на основе математических методов (самый известный — кластеризация запросов по методу анализа ТОП-10 выдачи поисковых систем).

Но результат работы таких инструментов зачастую далек от идеала. Поэтому для качественной кластеризации нужно хорошо знать специфику бизнеса, в ручном режиме просмотреть автоматически сформированные кластеры и внести правки.

Кластеризацию можно проводить и полностью в ручном режиме, но для масштабных проектов это может оказаться экономически нецелесообразно.

Кластеры нижнего уровня

При формировании кластеров нижнего уровня придерживайтесь следующих правил:

  1. Один запрос должен принадлежать строго одному кластеру.
  2. Под каждый кластер нужно предусмотреть отдельную страницу на сайте.
  3. Один кластер детально и однозначно должен характеризовать одну потребность пользователей.

Последний пункт означает, что невозможно или нецелесообразно разбивать какой-либо из полученных кластеров нижнего уровня на более мелкие кластеры. Это важный момент, поэтому давайте рассмотрим его на примере.

Предположим, вы продаете рюкзаки, и в кластер «купить рюкзак» попали запросы «купить мужской рюкзак» и «купить женский рюкзак». Понятно, что покупатели женских рюкзаков вряд ли заинтересуются мужскими, поэтому указанные запросы следует разнести по разным кластерам. Более того, запрос «купить женский рюкзак» также неоднозначно характеризует потребность: его можно разбить на более мелкие потребности («купить кожаный женский рюкзак», «купить женский рюкзак в Москве»), поэтому и его следует отнести в кластер более высокого порядка.

Приведем объемный, но далеко неполный перечень признаков и спецификаторов, согласно которым можно группировать запросы в кластеры нижнего уровня:

  • срок (минутные стратегии, долгосрочные инвестиции),
  • товарные категории (свежая рыба, элитные морепродукты),
  • особенности конструкции (настенные, приставные),
  • стоимость (дешево, дорого),
  • статус (премиум, вип),
  • бренд,
  • сезон,
  • цвет, состав, консистенция,
  • финансовая выгода (скидки, акции),
  • категории потребителей (для новорожденных, для мужчин),
  • возрастные ограничения (12+, для совершеннолетних)
  • страна происхождения, производитель, издательство,
  • серия,
  • регион,
  • назначение (поддержка, развитие),
  • внешний вид (красивые, современные)
  • дизайн (классика, модерн) и так далее.

Как видите, вариантов очень много, и каждому соответствует отдельная потребность. Именно поэтому важно кластеризовать ключевые слова с достаточной точностью — так вы сможете каждую значимую страницу сайта оптимизировать под запросы конкретного сегмента вашей целевой аудитории.

Кластеры верхних уровней

Чтобы сформировать кластеры верхних уровней, сначала объедините схожие кластеры первого уровня в кластеры второго уровня, потом кластеры второго уровня — в кластеры третьего и так далее.

Кластеризация не является точной наукой, поэтому при группировке руководствуйтесь здравым смыслом. Помните, что каждому кластеру будет соответствовать отдельная страница сайта, поэтому нелишним будет спросить себя, а будет ли пользователю полезна эта страница. Если ответ положительный — то кластер имеет право на существование.

 

Больше информации:

16 декабря, 2019

Теги: поисковое продвижение, структурная оптимизация, сбор семантического ядра