оставить заявку

Основные ошибки текстовой оптимизации

Сергей Анисимов
25 мая, 2020

Если придерживаться рекомендаций из предыдущих разделов, можно создавать эффективные тексты, которые будут высоко оценены как пользователями, так и поисковыми системами. Однако на практике часто возникает соблазн «срезать путь» — отступить от проверенных методов в надежде быстрее и с меньшими затратами пробиться вверх в выдаче поисковых систем.

Как правило, такие эксперименты приводят к негативным результатам. В этой статье мы обсудим типичные ошибки, которые можно сделать в процессе текстовой оптимизации сайта, и разберемся, как их избежать.

Избыточная оптимизация

Наиболее характерная ситуация с ошибками связана с излишней оптимизацией. Перечень возможных проблем текста:

  • избыточное вхождение ключевых фраз и слов, характерных для тематики;
  • слишком большой объём визуальных акцентов (выделения слов жирным и курсивом, заголовки, крупный шрифт), причем этими акцентами выделены слова из целевых запросов;
  • неестественные вхождения ключевых слов («охлажденная рыба купить» вместо «купить охлажденную рыбу»);
  • избыточный большой объем текста;
  • недостаточное форматирование текста, который размещен на странице единым «серым» прямоугольником;
  • слишком сложные и длинные фразы с чистым вхождением целевого запроса;
    неиспользование синонимов ключевых слов.

Если текст на странице наберет слишком много «штрафных баллов» по приведенному выше списку, пробиться в ТОП10 по конкурентным запросам будет очень трудно. Но даже если это удастся, поисковики могут в один прекрасный день наложить санкции и понизить сайт в выдаче по всему семантическому кластеру, под который оптимизирована целевая страница (иногда отдельные запросы могут оставаться в ТОП10 выдачи, что затруднит понимание ситуации и принятие мер к ее исправлению). Причем снижение может быть существенным, что неизбежно повлечет потерю трафика.

Исправить описанные ошибки косметическими мерами сложно, проще переписать текст заново. Действия, которые нужно предпринять:

  1. Разработать новую структуру материала, опираясь на рекомендации из статьи, посвященной качеству текста.
  2. Уменьшить количество вхождений ключевых фраз (можно ориентироваться на конкурентов).
  3. Поручить написание материала профессионалу в предметной области.
  4. Исправить все орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки.
  5. Уменьшить размер текста.
  6. Убрать лишние визуальные акценты, но постраться создать интересное визуальное оформление текстового блока.
  7. Упростить текст, ориентируясь на рекомендации, предложенные разработчиками информационного стиля.

Спам

Проблема со спамом возникает при слишком частом вхождении в текст конкретных ключевых слов. Как правило, страница хорошо ранжируется по большинству запросов, но не показывается в зоне видимости по конкретным ключевым словам (либо может одномоментно потерять по ним хорошие позиции в выдаче поисковых систем). В этом случае трафик есть, но сайт недополучает существенную его часть.

Для исправления ситуации рекомендуется:

  1. Уменьшить количество чистых вхождений ключевых слов: убрать их из текста, заменить на синонимы или сократить размер материала.
  2. Изменить словоформу ключевых слов (число, падеж).
  3. Добавить в текст изображения, видео, таблицы и списки.

Если предложенные меры не помогут, текст придется переделывать более основательно.

Низкое качество текста

В статье, посвященной качеству текста, мы подробно говорили о том, как сделать текст информационно-насыщенным и полезным для пользователей. Однако в интернете полно низкокачественных материалов. Причин их появления много, но мы выделим три:

  1. На производство качественного контента нужно много времени и средств, а далеко все проекты располагают нужными ресурсами.
  2. Даже если ресурсы есть, зачастую владельцы сайтов не понимают, зачем тратить деньги на производство дорогостоящих текстов. Логика проста: конкуренты деньги в тексты не вкладывают, поэтому мы тоже наймем копирайтера подешевле.
  3. Оценить качество текста сложно, для этого нужно обладать определенной квалификацией. А если заказчик не видит разницы между двумя материалами, то зачем ему платить больше?

В результате на сайтах накапливаются низкокачественные тексты, которые не несут ценности для посетителей. Поисковые системы вынуждены реагировать на это ужесточением требований к материалам и санкциями за их нарушения.

Рекомендации по созданию хороших текстов были приведены ранее. Здесь же хочется еще раз подчеркнуть главную идею: нужно писать полезные тексты. Тексты, которые было бы интересно прочитать даже их автору. Тексты для людей, а не поисковых машин.

Если это правило нарушается, рано или поздно сайт попадет под санкции поисковых систем и потеряет позиции и в поисковой выдаче.

Текст не «продает»

О том, как писать убедительные, эффективные с коммерческой точки зрения тексты написаны тысячи книг. Мы не будем их пересказывать, но приведем список наиболее часто встречающихся ошибок и рекомендации, которые помогут их избежать.

  1. Писать правду.
    Не стоит пытаться рассказывать, что продвигаемый проект лучше конкурентов. Не нужно нахваливать свои услуги и манипулировать читателем. Лучше привести факты, и позволить им самим принять решение.
  2. Отжать воду.
    Нужно убрать вводные конструкции, шаблонные обороты, длинные предложения. Чем проще и конкретнее текст — тем лучше.
  3. Писать о пользе.
    Все конкурентные преимущества нужно формулировать с точки зрения выгод, которые от них получит читатель.
  4. Простота на первом месте.
    Необходимо стараться даже сложные вещи излагать простым языком, ведь читатели могут не быть профессионалами в предметной области. И то, что очевидно для автора текста, для них может быть трудным для понимания.
  5. Держаться цели.
    Нужно помнить о том, что текст пишется для удовлетворения конкретной потребности пользователя и получения прибыли. Не стоит стесняться при необходимости подтолкнуть пользователя к решению с помощью призыва к действию — в конечном счете он будет за это благодарен.

Недостаточная полнота запросного индекса

Запросный индекс — это понятие, которое характеризует полноту совокупности всех ключевых слов страницы и сайта в целом. С помощью этого показателя поисковые машины оценивают экспертность площадки и ее релевантность тематике в целом.

Рассмотрим пример. На сайте А размещены 100 статей, посвященных проблемам с женским здоровьем, а на сайте Б — всего 5. Статья про бесплодие на сайте Б раскрывает проблему лучше, чем аналогичная статья на сайте А, но в результатах поиска она может находиться ниже, так как запросный индекс сайта А существенно выше.

Понятно, что экспертность площадки оценивается не только по количеству размещенных статей. Тем не менее запросный индекс является важным показателем, анализ которого приводит к двум выводам:

  • семантическое ядро должно учитывать все потребности целевой аудитории сайта;
  • необходимо проинвестировать достаточное количество средств и времени на то, чтобы написать материалы по всем нужным темам.

Количество страниц на сайте по-прежнему влияет на его позиции: ориентируясь на размер, легко отличить солидного «старичка» от недавно появившегося сайта. Понятно, что предпочтение в поисковой выдаче будет отдаваться «старичкам», ведь они уже выстояли в конкурентной борьбе и доказали свою полезность для пользователей.

Вывод прост: нужно анализировать не только качество создаваемых материалов, но и их количество в сравнении с основными конкурентами. Если статьи на продвигаемом сайте ранжируются хуже — это еще не повод их переделывать. Возможно, целесообразнее написать дополнительные материалы на связанные темы.

Масштаб и частота обновления сайта

Поисковые системы учитывают, как часто обновляется контент страниц сайта и каков масштаб этих обновлений. Для разных областей действуют разные «стандарты»: новостной портал должен обновляться гораздо чаще, чем сайт юридической конторы. Но здесь важно не гнаться за частотой обновления, а не допустить стагнации, характерной для многих коммерческих ресурсов.

Стагнация — это отсутствие новых материалов и консервация старых статей, которые со временем неизбежно теряют актуальность. Чтобы этого не допустить, нужно постараться выполнить следующие рекомендации:

  1. Регулярно создавать новые материалы, страницы и разделы. Чем чаще — тем лучше.
  2. Изменять контент уже существующих страниц. Чем масштабнее изменения — тем лучше, то есть добавить новый информационный блок предпочтительнее, чем поменять несколько строчек в имеющемся тексте.
  3. Стараться добавлять в ранее размещенные материалы новые полезные элементы: таблицу со сравнением данных, видео, фотогалерею и прочее.
  4. Если целевые запросы привязаны к временному периоду (например, это новостные поводы), желательно постоянно актуализировать информацию с указаниеv даты и времени изменений.
  5. Если изменяется контент страницы, не нужно менять ее адрес. Чем старше страница и чем чаще актуализировался ее контент — тем лучше.
  6. Если планируется большое обновление сайта, лучше не выкладывать все материалы разом, а растянуть публикацию во времени. Так можно создать положительную динамику и показать поисковым машинам, что продвигаемый сайт постоянно развивается.
  7. Если работа над статьей затянулась, возможно, имеет смысл выложить некий промежуточный ее вариант в открытый доступ. Так можно собрать статистику и отзывы от реальных пользователей, на основе которых потом изменить текст, а попутно заработать дополнительные плюсы в глазах поисковых систем.

Уникальность текстов в масштабе всего сайта

Мы говорили о том, что уникальность — это базовая метрика, по которой поисковые машины оценивают текстовые документы. Но этот параметр оценивается не только для отдельной страницы, но и в масштабе всего сайта.

Причем проблемы с уникальностью могут возникнуть даже если не копировать тексты с других. Перечислим основные случаи, когда такая ситуация становится возможной:

  1. На сайте публикуется уникальный текст вперемежку с неуникальным. Например, новостной сайт публикует авторские статьи рядом с «партнерскими» материалами, из-за чего они хуже ранжируются по целевым запросам.
  2. На страницах расположено большое количество повторяющегося текста. Классический пример — подробная информация о доставке, повторяющая на всех карточках товаров в интернет-магазине.
  3. На страницах сайта присутствуют объёмные сквозные текстовые элементы.
  4. На сайте публикуется много практически идентичного контента, ориентированного на разные географические регионы. Часто для публикации создают гео-папки, но текстовая часть страниц различается только указанием конкретных географических названий.

Указанные случаи не всегда приводят к понижению сайта в выдаче. Но о них нужно помнить, чтобы контролировать риски, возникающие в процессе продвижения.

 

Больше информации:

Тэги

Поисковое продвижение текстовая оптимизация